Тел.: +7  (4742)  36-41-03
Mail: vodhoz48@mail.ru

История развития российской мелиориации

Развитие мелиорации в Российской Федерации неразрывно связано с историей подъема, успехов и неудач в сельском хозяйстве СССР. К началу 60-х годов XX столетия стало понятным, что все экстенсивные пути развития АПК, включая освоение целинных и залежных земель, исчерпаны. И с тех пор начался поиск новых решений, применение новых методик.

 

ПЕРИОД РАЗВИТИЯ МЕЛИОРАТИВНОЙ ОТРАСЛИ.

 

На майском Пленуме ЦК КПСС (1965 г.) были одобрены принципы аграрной политики на предстоящие годы, определены основные факторы интенсификации сельского хозяйства: мелиорация, механизация, химизация – три кита как опора подъема сельскохозяйственного производства и преобразования жизни людей на селе.

 

Минводхоз СССР после майского Пленума приступил к подготовке предложений по развитию мелиораций, обеспечивающих перелом ситуации постоянной зависимости сельского хозяйства от превратности природы.

 

В силу особой значимости проблемы было решено обсудить вопросы развития мелиорации на специальном Пленуме ЦК КПСС как задачу крупную общегосударственную и политическую.

По итогам Пленума (май 1966 г.) была принята широкомасштабная программа развития мелиорации на ближайшие 10 лет.

 

Для реализации программы предусмотрено создание производственной базы, специализированных институтов и водохозяйственных строительных организаций, научных институтов, в задачи которых входили разработка новой строительной технологии, строительной, мелиоративной и дренажной техники, технологии полива, обоснование экономической эффективности рекомендуемых технологий строительства и эксплуатации мелиоративных систем.

 

Реализация программы по всем направлениям – это фактические этапы большого пути пройденного всей страной. Бурное развитие мелиорации обеспечивалось возросшими объемами и глубиной научных исследований. После майского (1966 г.) Пленума мелиоративная наука стала приоритетной.

 

Эффективное внедрение мелиорации связано с развитием ряда фундаментальных направлений, включающих орошение, обводнение, осушение, защиту от эрозии почв, повышение плодородия мелиорированных земель.

 

Одновременно огромное внимание уделялось решению специальных задач, обеспечению роста производительности труда и разработке мероприятий по экологической защите мелиорированных почв и ландшафтов от деградации.

 

Во второй половине XX века площадь орошаемых земель увеличилась с 1,5 до 6156 млн. га, площадь осушаемых земель – с 1 до 5 млн. га. Мелиорированные земли России (4% площади угодий) обеспечивали до 16% всей растениеводческой продукции и вносили существенный вклад в обеспечение продовольственной безопасности страны.

 

Грандиозная программа развития мелиорации являлась государственной, приоритетной, позволяла создать как национальное достояние:

 

- фонд окультуренных, с повышенным уровнем плодородия мелиорированных земель;

 

- базу для производства овощей вокруг крупных городов, промышленных центров;

 

- мощный строительный комплекс с предприятиями по производству строительных материалов, дренажных труб и других изделий для водохозяйственного строительства;

 

- службу эксплуатации мелиоративных систем.

 

По всей стране после принятых решений ЦК КПСС в 1966 году в сельскохозяйственном производстве основательно принялись за интенсификацию выращивания сельхозпродукции на мелиорированных землях. Приоритетом стало внедрение орошения.

 

Наибольший бум строительства оросительных систем пришелся на годы с конца 1970-х до конца 1980-х годов.

 

 

ПЕРИОД ЗАСТОЯ И РЕГРЕССА.

 

Точкой невозврата стал 1985 г., когда расширение и модернизация мелиоративной  отрасли были прекращены, а сама система стала разрушаться и выводиться из строя.

Начиная с 1991-го года резко изменилось отношение к мелиорации она стала не востребованной. Глубокий кризис в сельском хозяйстве в 1990-е годы резко ухудшил экономические условия развития сельскохозяйственного производства на мелиорированных землях. Значительно снизилась энерговооруженность сельских товаропроизводителей. Ухудшилось мелиоративное состояние земель.

 

За годы перестройки и демократической революции большинство инженерных сооружений оросительных систем было ликвидировано, разрушено, демонтировано и уничтожено.

 

Социально-экономические трудности переходного периода стали причиной длительных экономических кризисов в сельском хозяйстве и его мелиоративном секторе.

 

После 1997 г. Росстат перестал публиковать данные о площади орошаемых земель. Номинально часть старых орошаемых площадей продолжало считаться орошаемыми, но в действительности половина их не поливалась совсем, а для другой половины воды было недостаточно. В приказе Минсельхоза сказано: «Значительные площади орошаемых земель не поливались».

 

Другим показателем деградации ирригационного хозяйства России послужила динамика парка поливных и дождевальных машин. Большая часть орошаемых земель не требовала обильного (промывочного) полива, их орошали с помощью машин.

Парк этих машин за годы реформы сократился почти в 15 раз и продолжил неуклонно сокращаться. Этот парк интенсивно формировался во второй половине 70-х годов, а в 80-е годы для его поддержания производились стабильные поставки около 8 тыс. машин ежегодно. В 1990 г. в РСФСР имелось 79,4 тыс. дождевальных и поливных машин и установок, в 2000 г. их число сократилось до 19,2 тыс., а в 2008 году до 6 тыс. В 2009 году на всю Российскую Федерацию было приобретено 55 дождевальных машин и установок (а списано 305). Российские поля стали беззащитны против засухи.

Орошение – энергоемкая технологическая операция. Глубину и темп деградации этой технологии в России можно характеризовать сокращением потребления электроэнергии на производственные цели в сельском хозяйстве России (в 4,2 раза).

 Разрушение культуры ирригации – важная сторона той революции регресса, которая обрушилась на Россию под маской реформы.

 В период застоя прекратило существование ведомство «Минводхоз», который всегда держал на балансе и в плановом порядке осуществлял эксплуатацию, обновление мелиоративных систем и объектов.

Ситуация с содержанием мелиоративных систем осложнилась имущественной разобщенностью: на федеральном балансе остались только крупные гидротехнические сооружения, магистральные каналы и межхозяйственные системы, а мелиоративные системы общего и индивидуального пользования, находящиеся в зоне их влияния, перешли в пользование субъектов РФ и сельхозпроизводителей, которые оказались не готовыми к эффективному использованию ранее мелиорированных земель и квалифицированной эксплуатации систем.

 

После катастрофы наводнения с человеческими жертвами на Северном Кавказе в конце 2002 г., был нанесен ущерб и сделаны выводы.

Тогда специалисты пытались открыть задвижки и шабера, но из-за коррозии металлических элементов (заржавелости), невозможно было ничего с ними сделать.

Можно было скомпенсировать удар, который пришелся тогда на ряд населенных пунктов, но это сделать по техническим причинам было невозможно из-за того, что данные объекты не эксплуатировались долгие годы и по существу являлись бесхозными.

 

 Потом засуха 2010 года показала, что регионы, которые уделяли внимание мелиорации, смогли пройти это очень сложное время с наименьшими потерями и сохранить хорошие показатели урожайности.

Пришло и осознание того, что наша мелиоративная система просто пришла в упадок, и существенных инвестиций после распада Советского Союза туда не производилось, наоборот, она последовательно деградировала. Большая часть инфраструктуры изношена, более половины оросительных систем нуждается в реконструкции и повышении уровня безопасности.

 

Картина разрухи такова: Из общего объема мелиоративных объектов и систем почти 60% находится в федеральной собственности. Износ основных фондов в среднем по России тоже более 60%. По данным федеральной целевой программы «Мелиорация», в 2015 году из имеющихся в стране 4,26 млн. га орошаемых земель в сельскохозяйственном обороте фактически было задействовано всего 3,27 млн. га, а фактически поливалось и того меньше — всего 1,35 млн. га.

Учитывая, что чиновники склонны всячески приукрашивать действительность, можно было констатировать – система мелиорации в России фактически разрушена, страна находится в условиях непрекращающегося регресса а, следовательно, количество самых различных проблем и угроз будет только увеличиваться.

В результате  переосмыслен подход к оценке гидромелиоративного комплекса страны, пересмотрены политизированные клише о месте мелиорации в аграрном секторе, её значении в социально-экономическом развитии страны.

 

Нельзя было допустить окончательного уничтожения мелиоративной отрасли на правительственном уровне было принято решение о её восстановлении и возрождении. Но ломать- не строить! На восстановление и модернизацию потребуются не годы, а десятилетия и огромный поток финансирования.

 

ПЕРИОД ВОЗРОЖДЕНИЯ МЕЛИОРАТИВНОЙ ОТРАСЛИ.

 

По приоритетному направлению восстановления и устойчивого развития мелиоративного комплекса Департаментом мелиорации, земельной политики и госсобственности совместно с подведомственным Минсельхозу России ФГБНУ ВНИИ «Радуга» разработан план мероприятий  на период с 2022 года до 2031 года.

Среди целевых индикаторов стратегического плана обозначено:

— обеспечение использования в сельхозпроизводстве не менее 90% имеющегося ирригационного фонда, с действующими мелиоративными системами;

— достижение прироста урожайности сельскохозяйственных культур и валового производства продукции на мелиорированных землях (к базовому показателю в зерновых единицах), в том числе: на орошаемых землях

на 50-70%, на осушенных землях на 30-50%;

— определение собственника и постановка на учет бесхозяйных мелиоративных систем с площадью мелиорированных земель 2,24 млн га

и другие показатели.

 

Гадать, пройдет дождь вовремя или не пройдет, не правильно, а в  сельскохозяйственной отрасли просто недопустимо.

Эффект для экономики от реализации мелиоративных мероприятий в засушливые годы возрастает в геометрической прогрессии. Без орошения не будет гарантированного урожая. На сегодняшний день в  целом по стране мелиорированные земли занимают порядка 9,4 млн га.

Как показывает практика, выход продукции с орошаемого гектара в 2–5 раз выше, чем с богарного, а производительность труда и эффективность использования природных и материально-технических ресурсов вырастают в 2–3 раза.

Возрождение мелиоративной отрасли – задача, поставленная президентом России перед Минсельхозом РФ. Цель – увеличить в два раза экспортный потенциал сельского хозяйства страны.

 

Основываясь на анализе и прогнозе сложившейся ситуации в мелиоративном комплексе, можно прогнозировать, что без государственной поддержки аварийная опасность на гидротехнических сооружениях, построенных до 90-х годов прошлого века, будет увеличиваться, что может привести к непредсказуемым чрезвычайным ситуациям и техногенным катастрофам, а без восстановления существующих мелиоративных систем, их реконструкции и модернизации ежегодный ущерб от недобора продукции будет составлять порядка 20 миллиардов рублей, а в остро засушливые годы до 50 миллиардов рублей.

 

В настоящее время Минсельхоз проводит большую работу по обеспечению эффективного водопользования в мелиоративной отрасли. Внедряются современные системы водоучёта и мониторинга водоподачи. Учеными подведомственных НИИ разрабатываются ресурсосберегающие технологии орошения и новые модели мелиоративной техники. Реализуется большой комплекс мероприятий по строительству и реконструкции мелиоративных объектов, в том числе с плановым сроком ввода в эксплуатацию в период с 2020 по 2026 годы – 167 объектов.

Приоритетной задачей ведомства до 2031 года является снижение износа мелиоративных систем с 70% до уровня менее 30%. Кроме того, запланированный комплекс мер позволит на треть сократить потери водных ресурсов в мелиорации. Для этого в рамках новой Госпрограммы эффективного вовлечения в оборот земель сельхозназначения и развития мелиоративного комплекса на модернизацию мелиоративных систем и объектов предусмотрено финансирование в объёме более 128 млрд рублей.

 

 В 2023 году Липецкой области выделили  более 130 миллионов рублей государственных субсидий на мелиорацию сельскохозяйственных земель.

Посредствам финансирования регионы смогут построить и улучшить оросительные и осушительные системы и гидротехнические сооружения. Субсидии позволят ввести в сельское хозяйство больше земель.

 

Стратегический план развития мелиоративного комплекса страны на период до 2031 года можно с уверенностью назвать периодом восстановления мелиоративной отрасли страны.

Именно его реализация будет способствовать увеличению не только валовых объемов продукции, но и продуктивности угодий, расширению посевов и обеспечению устойчивости производства вне зависимости от климатических изменений и природных аномалий. А благодаря этому, разумеется, можно будет не только прогнозировать, но и  гарантировать продовольственную безопасность России.